Понимание того какому типу в большей степени соответствует организационная культура предприятия необходимо руководителю для построения эффективной системы управления персоналом, системы мотивации и определения путей развития организации.

 

К.Камерон и Р.Куинн выделили четыре типа организационной культуры, определяемые двумя измерениями.
Первое измерение – «гибкость и адаптивность/контроль и стабильность», отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость и динамизм от критериев акцентирующих стабильность, порядок и контроль. Организации, находящиеся на первом полюсе, считаются эффективными, если они адаптивны и склонны к переменам (например, постоянное обновление ассортимента предлагаемых товаров и услуг или частое изменение штатного состава и форм оплаты труда), а показатель эффективности организации на втором полюсе – стабильность и предсказуемость.

 

Второе измерение – «внутренний фокус и интеграция/внешний фокус и дифференциация», отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев внешней ориентации, конкуренции и соперничества. Организации, находящиеся на первом полюсе данного измерения в качестве показателя эффективности рассматривают внутреннюю гармонию и сплоченность работников, а критерий эффективности на втором полюсе – эффективное взаимодействие с внешней средой и победа в конкурентной борьбе.

 

Пересекаясь эти измерения образуют четыре квадранта, каждый из которых представляет собой набор четко различимых индикаторов организационной эффективности. Таким образом К.Камерон и Р.Куинн выделяют 4 типа организационной культуры.

 

Основные характеристики четырех типов организационной культуры по Камерону и Куинну

 1. «Иерархическая культура»

Основные ценности: формализация и структура, четкое распределение полномочий. Деятельность сотрудников строго регламентирована процедурами.
Стиль лидерства: лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Основа управления – контроль способствует рентабельности.
Связующая сущность организации: формальные правила и официальная политика.
Критерии успеха: стабильность, предсказуемость, рентабельность, своевременность.

 

Приоритеты в организации: критически важно поддержание плавного хода деятельности организации, деятельность работников организации строго регламентирована правилами и директивами, возможность отступления от которых даже не рассматривается. Продвижение и карьерный рост в компании подобного типа – строго определенная последовательность шагов, предполагающая последовательный переход с одного уровня на другой.

 

Сотрудники: люди инструкций и правил, ключевые качества – нормативность и системность. В отношениях с сотрудниками акцент на гарантии занятости и обеспечении долгосрочной предсказуемости.

 

2. « Рыночная культура»

Основные ценности: ориентация на результат, конкурентоспособность и продуктивность.

 

Стиль лидерства: лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Главная задача менеджмента – вести организацию к производительности, результатам и прибыли.
Связующая сущность организации: стремление побеждать.
Критерии успеха: проникновение на рынки, увеличение рыночной доли, опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.
Приоритеты в организации: репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективной стратегии настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Сотрудники: главная забота — выполнение поставленной задачи, ключевые качества – целеустремленность, стрессоустойчивость и стремление к конкуренции. В отношениях с сотрудниками – акцент на поощрение внутренней конкуренции.

 

3. «Клановая культура»

Основные ценности: сплоченность, индивидуальность и преданность организации.
Стиль лидерства: лидеры мыслят как воспитатели, возможно, как родители. Главная задача менеджмента – сплочение и развитие сотрудников.
Связующая сущность организации: традиции, обязательность и преданность.
Критерии успеха: сплоченность, моральный климат и развитие сотрудников
Приоритеты в организации: акцент — на долгосрочной выгоде от совершенствования личности. Высокое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату.
Сотрудники: доверие друг к другу и общность интересов, ключевые качества – ориентация на командную работу, высокие моральные качества, преданность. В отношениях с сотрудниками акцент на сплоченность, развитие и вовлечение в бизнес.

 

4.  «Адхократическая культура»

Основные ценности: адаптивность, гибкость, творческий подход и высокая доля неопределенности.

 

Стиль лидерства: лидеры считаются новаторами и людьми, обладающими способностью предвидения, ориентированные а риск.
Связующая сущность организации: преданность экспериментированию и новаторству.
Критерии успеха: высокая степень адаптивности, производство и предоставление уникальных и новых продуктов и услуг.
Приоритеты в организации: подчеркивается необходимость деятельности на передовом рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов.
Сотрудники: творчество и адаптивность, ключевые качества – готовность к изменениям и встрече с новыми вызовами времени и внешней среды, высокий творческий потенциал, обучаемость. В отношениях с сотрудниками – акцент на индивидуальность и творчество.

 

Вернуться к списку статей