Ассертивное поведение предполагает такой способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

12 ассертивных прав человека

Американские психологи разработали модель так называемого ассертивного (самоутверждающего) поведения. С психологической точки зрения, ассертивное поведение – это поведение цельного человека.

 Ниже приведены так называемые ассертивные права, которыми безусловно обладает каждый из нас, а также иррациональные установки, которые блокируют эти права.

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия. 
Иррациональные установки: Я не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудренный и авторитетный.
2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение. 
Иррациональные установки: Я отвечаю за свое поведение перед другими людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я делаю, извинялся перед ними за свои поступки.
3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.
Иррациональные установки: У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и приспособиться.
4. Я имею право изменить своё мнение.
Иррациональные установки: В случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.

Иррациональные установки: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.
6. Я имею право сказать: «я не знаю».
Иррациональные установки: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне. 
Иррациональные установки: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.
10. Я имею право принимать нелогичные решения. 
Иррациональные установки: Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично.
11. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю». 
Иррациональные установки: Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить.
12. Я имею право сказать: «меня это не интересует».
Иррациональные установки: Я должен стараться внимательно и эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, безразличный.

В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение человека становится пассивным (у меня прав меньше, чем у окружающих) или агрессивным (у меня прав больше, чем у окружающих).

Если рассматривать стили поведения в терминах трансакционного анализ (Э. Берн), то получается следующая картина:
Состояние «Родитель»: человек рассуждает так же, как обычно рассуждал один из его родителей (воспитателей, руководителей), реагирует так, как прореагировал бы он. Благодаря Родителю, многие реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, но затрудняет принятие точки зрения другого человека. Поведение Родителя описывается формулой «Так надо», «Знаю, как надо».
Состояние «Ребёнок»: человек реагирует так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребёнок. Ребёнок не всегда задумывается о последствиях своих действий для себя и для других людей и руководствуется формулой «Я хочу».
Состояние «Взрослый»: человек самостоятельно и объективно оценивает ситуацию, в непредвзятой манере излагает ход размышлений, формулирует свои проблемы и выводы, к которым пришёл. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый осознаёт свои цели, эмоции и побуждения и в состоянии управлять ими. Формула действия для взрослого: «Я выбираю», «Я предпочитаю».
Ассертивное поведение представляет собой отношения на уровне Взрослый — Взрослый, то есть ассертивный человек воспринимает и ведёт себя, как взрослый, и так же относится к объекту взаимодействия.
Уверенность — это умение опираться на самого себя, а не на мнение окружающих, это умение понимать и поддерживать то, что нам подходит, и отвергать то, что не подходит.
Уверенный в себе человек делает то, что способствует развитию, личностному росту и хорошему самочувствию. Уверенный человек, уважает себя и других людей и, осознавая свою потребность любить и быть любимым, искренне дарит и принимает любовь.

 

Вернуться к списку статей