Профессиональная деятельность большинства людей связана с общением. В независимости от того проводите ли Вы переговоры, собеседование при приеме на работу или общаетесь с клиентом в торговом зале – точность выбора стратегии поведения и успех Вашей встречи во многом зависит от того, насколько объективно Вы воспринимаете Вашего собеседника.
Если Вы хотите быть максимально объективным в оценках других людей, важно помнить о механизмах межличностного восприятия. Нравится нам это или нет, но воспринимая внешний облик и поведения другого человека, мы преломляем это восприятие через призму собственных представлений, ожиданий, эмоций, чувств и прошлого опыта. И только на основе этого формируется образ другого человека – представление о его характере, намерениях, мыслях, способностях и эмоциях.

Существует несколько механизмов, при помощи которых мы оцениваем и и строим наши представления о другом человек.
     

Идентификация

Это – процесс интуитивного отождествления, сравнения самого себя с другими в процессе общения. Часто чувствуя дискомфорт в процессе общения, мы предполагаем, что нас собеседник чувствует тоже самое (хотя на самом деле, это может оказаться совсем не так) или, наоборот, испытывая положительные эмоции по поводу происходящего, мы приписываем эти чувства и другим.

 

Эмпатия

Это «способность воспринимать внутренний мир другого человека точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков». В отличие от идентификации, эмпатия – более точный механизм межличностного восприятия, так как позволяет нам увидеть происходящее глазами другого человека. Естественно, чем выше наши способности к эмпатии, тем нам легче представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей — «поставить себя на их место».

 

Симпатия

Это особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. Симпатия побуждает людей к упрощенному взаимопониманию, доброжелательности и оказанию внимания к партнеру в общении. Эта эмоциональная оценка имеет весьма устойчивую природу и является одним из ключевых факторов человеческих отношений.
Симпатия между людьми может возникать на основе как внешних, так и внутренних факторов. К внутренним факторам относят – фактор эмоционального состояния. Выражается этот фактор в том, что человек, переживающий положительные эмоции, смотрит на окружающих более доброжелательно, чем когда он находится в нейтральном, агрессивном или подавленном настроении.
Следовательно, один и тот же человек может быть оценен нами по-разному, в зависимости от того, в каком настроении и состоянии мы находимся в данный момент. Помните об этом, когда от Вашей объективной оценки других зависит правильность принятия какого — либо решения.
К внешним факторам, вызывающим симпатию относят особенности внешнего вида и поведения другого человека. Согласно данным многочисленных исследований, люди вызывающие симпатию, как правило:
♦ часто и охотно улыбаются;
 обладают хорошим чувством такта и юмора;
 ведут себя естественно и ровно в разных ситуациях;
 веселы, жизнерадостны и оптимистичны;
 часто и охотно говорят комплименты;
♦ уверены в себе, дружелюбны, контактны;
 быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
♦ приятны внешне.
Понимание механизмов межличностного восприятия, несомненно поможет Вам в достижении взаимопонимания с другими, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.

 

Вернуться к списку статей